Мир тайн

гипотез фактов и явлений

В чем сущность понятия цивилизация.

Translate

Экспедиция на Южный полюс - аномальные шары провожающие исследователей в последний путь.

Что бы выжить и процветать, человечеству придется объединяться

Термин «цивилизация» в научное обращение введен примерно в XVII века. Он употребляется для отделения одного от другого разных степеней и форм общественного развития. С развитием человеческого прогресса в него начали включать науку, искусство, религию, политическое, гражданское и общественное развитие.

К определению сущности понятия «цивилизация» приобщились шотландский экономист, философ и историк А. Фергюссон, россиянин М. Данилевский (1822-1885), Ф. Энгельс (1820-1895), О. Шпенглер (1880-1936), Я. Ясперс (1883-1963), австриец А. Тойнби (1889-1975), француз Ф. Бродель (1902-1985) и другие.

В настоящее время определения цивилизации достаточно многообразны. Однако, все они большей или меньшей мерой включают факторы, которые отображают исторические, ментальные, социокультурные, технологические и экономические процессы. У исследователей не возникает сомнения относительно различения цивилизаций по пространственному признаку на две главные составляющие: всемирную или общепланетарную и локальную, что развилась на определенной территории.

В отечественной литературе выделяется, прежде всего, первичное общество, которое западная наука называет примитивным. Оно изменяется серверным (рабовладельческим) обществом, после которого по иерархии возникает крестьянско-общественное (феодальное).

Меньше внимания в отечественной научной литературе уделяется так называемому азиатскому способу производства с азиатским типом цивилизации, для которого характерна общеклассовая частная собственность, которая всегда набирает форму государственной. Как сейчас выяснилось, этот тип цивилизации существовал не только в Азии, но и в других частях света, даже в Европе. Для исследования важно выделение современной цивилизации, доминантой которой являются капиталистические рыночные отношения.

Распространенной и широкоупотребляемой в научном обращении теорией локальных цивилизаций является концепция А. Тойнби, что наиболее целостно представлена в его фундаментальном труде «Постижение истории».
В современных условиях готовность к сдвигам имеет то сообщество, которое является успешным в продуцировании новых знаний и является лидером в интеграционных процессах.

В настоящее время оно представлено западной цивилизацией, к которой тяготеют другие цивилизации, особенно те, которые граничат с ней. Именно так можно рассматривать процессы расширения Европейского Союза, в состав которого вошли страны как с католическим и протестантским населением, так и народы, что представляют православные и арабские цивилизации. В его состав пытаются войти и новые страны — носители других цивилизационных типов — Украина, Молдова, Турция, Сербия.

Вместе с этим, кажется, что уже не отвечает современным реалиям позиция А. Тойнби относительно малой значимости технического прогресса для роста цивилизаций. Глобализация формирует такие вызовы, при которых ни одна цивилизация не имеет шансов выжить вне достижений в научной сфере, которая становится основой роста благосостояния, решения социальных проблем, защиты окружающей среды и по большому счету, — планетарной защиты.

Невзирая на активность противодействия религиозных и националистических сил, более слабые цивилизации будут подчиняться более сильным, оставаться своего интеллектуальным капиталом или интегрироваться в более сильные цивилизации, которые предлагают своим гражданам лучшие условия жизни.

XXI век начался и развивается как таковой, что входит в историю глобализацией экономической интеграции. Уже за первое десятилетие после второго тысячелетия стало понятным, что человечество подошло к пределу региональных и внутрицивилизационных форм интеграции. Как гонг,  мировой финансовый кризис 2008 года подал сигнал к началу совместной работы всех наций и народов — больших и малых — над созданием нового экономического порядка.

Сначала эта проблема стала предметом обсуждения в ноябре 2008 года на вашингтонском саммите Большой двадцатки, позже — в январе 2009 года — в ООН, потом — на новых встречах лидеров больших государств.

К ним подключились политики, научные работники и специалисты, которые осознали, что интеграция перерастает в «мегатенденцию» мирового развития. Которая определяет и в конечном итоге определит будущее человеческого сообщества не принимая во внимание действие сил, которые опираются ей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

от гипотез и фактов до загадок и тайн © 2018 Яндекс.Метрика
Frontier Theme